Национальный проект «Образование»

   Национальный проект «Образование»: решение задач
(предшествие статусу)

В апреле 2010 года в Южно-Уральский государственный университет пришла радостная и очень ожидаемая всеми весть о присвоении университету статуса национального исследовательского университета. Событие значимое для ЮУрГУ. И не только. Присвоение статуса является, безусловно, успехом университета. Но это, конечно, подчёркивает значимость  и результативность работы по подготовке кадров специалистов и проводимых НИР в городе и области. Да, пожалуй, и во всём уральском регионе.

Присвоению статуса предшествовала большая и напряжённая работа преподавательского коллектива вуза и, конечно же, руководства университета. И этому событию совсем в недавний период предшествовал другой конкурс вузов Российской Федерации. Тоже важный. Конкурс, в котором принимали участие около 120 вузов РФ. Тот конкурс был посвящён национальному проекту «Образование». В нём наш университет принял участие. И стал одним из немногих его номинантов.

Участие в конкурсе, а затем и выполнение работ по полученному Гранту было не простым: эти работы потребовали от участников  их выполнения (преподавателей, сотрудников, аспирантов, студентов) заметного напряжения сил, уплотнения графика трудовой деятельности. И по факту это обстоятельство стало одним из условий и важных составляющих успеха.

Активными участниками названных работ стали преподаватели и сотрудники автотракторного факультета. В частности, преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты кафедры «Двигатели внутреннего сгорания».

АТ факультет – один из старейших в вузе: один из первых, с которых вуз начинался. И кафедра ДВС в его составе относится к одной из первых, где начиналась подготовка специалистов.

То были трудные  годы Великой Отечественной войны  и первые послевоенные годы. Но именно тогда, когда страна испытывала огромный дефицит материальных и денежных ресурсов, были произведены значительные, без преувеличения можно сказать колоссальные, вложения в создание материально-технической базы подготовки специалистов на Южном Урале, в Челябинске. Именно в тот период на АТ факультете, в том числе и на кафедре ДВС, началось создание первых установок для целей учебного процесса и проведения НИР.

Но, пожалуй, сегодня можно отметить, что столь значительных денежных и материальных вложений в создание и совершенствование  учебно-лабораторной базы кафедры ДВС, в последующем не было. Исключением стал период    выполнения планов, предусмотренных Грантом по национальному проекту «Образование» (2007…2008гг.). Конечно, в рамках общих затрат средств университетом на решение задач проекта, доля средств для решения задач кафедры была не столь значительной, но всё же весомой.

Работа преподавательского коллектива кафедры  по выполнению планов, предусмотренных Грантом университета по национальному проекту «Образование», как, наверное, работа и других подразделений вуза, участвовавших в этом проекте, была не простой. С самых первых шагов его осуществления. А важнейшей задачей ставилось улучшить оснащённость учебно-лабораторной и научно-исследовательской базы кафедры новейшим оборудованием для исследования процессов, определяющих качество и экономическую эффективность массово распространённых источников механической энергии  – поршневых ДВС. Оснастить лабораторию таким оборудованием, которое бы позволило студенту «заглянуть» во внутрицилиндровое пространство двигателя и наблюдать картину там происходящих явлений: динамику изменения давлений, температуры, особенности сообщения теплоты рабочему телу.

Условия реализации проекта, даже после выделения средств на его осуществление, были жёстко регламентированы рамками Федерального Закона 94-ФЗ. Правила Закона требовали выполнения всех работ, предусмотренных Грантом, вплоть до поставки, монтажа и ввода в действие оборудования, осуществить за счёт Посредника. Посредник же должен быть определён на условиях конкурса.

Таким посредником по условиям проведённого конкурса стал челябинский тракторный гигант – ЧТЗ, входящим в элиту российских промышленных предприятий.

На автотракторном факультете, в лаборатории испытания двигателей, началась работа по подготовке площадки для размещения оборудования. Связано это было с необходимостью демонтажа расположенного на площадях лаборатории кафедры ДВС морально устаревшего оборудования. В том числе двух установок для исследования процессов в двигателях. В своё время на базе подлежащих демонтированию установок прошли обучение и подготовку к производственной деятельности значительное число студентов. И нужно сказать, что качество их подготовки было неплохим: многие из них стали ведущими специалистами предприятий, НИИ, заводских исследовательских лабораторий. Есть среди них начальники производственных и исследовательских служб, руководители предприятий. На этих установках выполнено и защищено несколько кандидатских диссертаций.
Демонтировать установки было жаль. Но пришлось. Это диктовалось новыми условиями.

Работа по подготовке площадки для размещения поставляемого по контракту с ЧТЗ оборудования (поставщиком оборудования в соответствие с требованиями закона 94-ФЗ выступалПосредник) была трудоёмкой. И в выполнении её, а затем в монтаже и наладке полученного оборудования, активное участие приняли студенты специальности. Нужно отметить, что часть из них (выпускники 2009 года) участвовали затем в пуско-наладочных работах, а выпускники этого (2010 года), сегодняшние студенты четвёртого и третьего курсов выполняли на новом оборудовании лабораторные работы.

Параллельно с подготовкой площадки велись работы по подготовке технологической планировки размещения приборов и оборудования в моторном отсеке и отсеке для размещения пульта управления установкой. Эта работа также связывалась с реализацией задач учебного процесса. В период модернизации  (реконструкции) лаборатории испытания двигателей выполнен ряд курсовых и дипломных проектов по тематике, непосредственно связанной с задачами реализации национального проекта.

Но и на этапах реализации уже заключенного контракта с ООО «ЧТЗ - Уралтрак» и фирмой AVL (контракт с AVL по условиям выполнения работ поддерживался ЧТЗ), исполнения работ по строительным подрядам неоднократно возникали совсем неожиданные осложнения. Примеров тому можно привести много. Но вот два особенных.

Поставленное оборудование, как уже отмечалось, отвечает современным требованиям, предъявляемым  к установкам для исследования процессов в двигателях. Одна из качественных особенностей этого оборудования в том,  что оно позволяет обеспечить тот режим нагружения двигателя, который может иметь место в условиях реальной эксплуатации. При этом мощность, развиваемая двигателем, не сбрасывается неиспользованной в окружающую среду  (например, с нагреваемой жидкостью в систему слива), не расходуется на нагревание так называемых нагрузочных сопротивлений, также сбрасывающих энергию в окружающую среду, а полезно используется: передаётся в электрическую сеть. Из неё – потребителям электроэнергии. Важно соблюсти условие: качество передаваемой в сеть энергии должно быть высоким. Передаваемая в сеть энергия должна соответствовать определённым требованиям. В частности, регламентируются уровень передаваемого напряжения, его колебания (отклонения от нормированных значений), частота вырабатываемого напряжения, фазовый сдвиг между током и напряжением.

Если параметры производимой энергии не отвечают регламентным нормативам, то это может служить причиной ухудшения качества электрической энергии в сети в целом, что не допустимо.

Как раз в качестве производимой при испытаниях двигателей электрической энергии выразили сомнение энергетики. Складывалась ситуация, когда дорогое оборудование получено, уже смонтировано, а использованным по назначению быть не может. Здесь нужно особо отметить то обстоятельство, что опыт практического использования такого оборудования в нашей стране, а в вузовских лабораториях особенно, ограничен. В вузах и на предприятиях Челябинска его просто не было. ЮУрГУ  стал первым в регионе, и одним из первых в стране, кто начал осваивать такого типа испытательное оборудование.

Были и другие затруднения. Одно из них связано с названным. Из условий реализации требований обеспечения высокого качества производимой при испытаниях электрической энергии необходимо, чтобы сама исследовательская установка должна быть соединена с питающей электрической подстанцией кабелем, обладающим уникальными свойствами. Оказалось, что кабель такого типа производит единственное предприятие в России. Но поставить его в ограниченные сроки оно не может. Нашим энергетикам эту проблему пришлось решать.

Требование о качестве электрического кабеля  для нас и энергетиков вуза оказалось неожиданным. На предыдущих стадиях выполнения Гранта оно никем и нигде не оговаривалось. Ни работниками кафедры (мы о нём просто не знали), ни фирмой – поставщиком оборудования.

Были технические сложности и другого порядка. ДВС – машина импульсная. И на любом из возможных режимов работы является источником колебаний. Нормативы  на уровень допустимых колебаний по условиям поставщика оборудования оговорены жёсткими. В этой связи возникла проблема защиты нагружающего двигатель генератора от производимых двигателем колебаний: нужен был специальной конструкции вал. Проектирование и последующее изготовление вала, отвечающего соответствующим требованиям, оказалось очень затратным по времени и достаточно сложным технологически.

Таким образом, сложности в обеспечении выполнения планов работ по Гранту были. И достаточно много. Иногда мелкие, технического порядка. Иногда трудные для преодоления, решить которые собственными (кафедральными или факультетскими) средствами не представлялось возможным. В таких случаях кардинальными становились вмешательство и помощь руководителей университета и ЧТЗ.

Значимость решений и помощи руководителей университета в модернизации лаборатории испытания двигателей, которая может рассматриваться как составная часть комплексной лаборатории транспортных систем вуза, может быть передана словами афоризма, сложившегося среди персонала работников кафедры ДВС, занятых выполнением работ  по Гранту. Суть афоризма «Над нами Бог и ректор… Шестаков» подчёркивает значимость помощи руководства.

Установка для испытания двигателей, отвечающая современным требованиям по исследованию протекающих в них процессов, построена и пущена в эксплуатацию в лаборатории кафедры ДВС.

Использование созданной установки в учебном процессе подготовки молодых специалистов, безусловно, позволит повысить качество реализуемого учебного процесса. Студент, занятый выполнением программы лабораторной работы (или выполняющий исследование), имеет возможность увидеть процессы, протекающие во внутрицилиндровом пространстве  двигателя, услышать его пульс, просмотреть на мониторе компьютера характер выделения теплоты,   почувствовать «душу» современной сложной тепловой машины. Той  машины, которая сообщает современному автомобилю его динамику, подвижность, скорость и комфорт.

В целом выполнение той части работ по Гранту, о которой была речь, является совокупным результатом усилий и труда преподавателей и сотрудников кафедры ДВС, сотрудников автотракторного факультета, его декана Ю. В. Рождественского и, конечно, всех подразделений административно-хозяйственной службы вуза. Нет сомнений, что этот результат послужит повышению качества подготовки специалистов широкого профиля: конструкторов, исследователей, испытателей двигателей, а также специалистов по сервисному обслуживанию ДВС.

Всё сказанное даёт основания обратиться к выпускникам школ этого года, а также и к выпускникам вузов, с предложением: «Добро пожаловать на АТ-факультет, на направление подготовки «Энергомашиностроение». По этому направлению ведётся подготовка специалистов по профилю «Двигатели внутреннего сгорания» и многоуровневая подготовка: бакалавр техники и технологий, магистр техники и технологий. База для подготовки  есть. И она отвечает современным требованиям.

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.