Ученые Южно-Уральского государственного университета провели исследование, по итогам которого выяснили, что свыше 40% граждан в возрасте от 14 до 25 лет проводит в социальных сетях по 3 часа в сутки. При этом более 60% молодых людей готовы ограничивать свое нахождение в социальных сетях.
Заведующий кафедрой социологии ИМСГН Эльвира Валеева и кандидат культурологии, доцент кафедры социологии ИМСГН Людмила Белова провели социологическое исследование о том, способна ли переписка в мессенджерах компенсировать молодёжи непосредственное живое общение.
К работе был привлечён профессор кафедры философии ИМСГН Владимир Гладышев, автор знаменитой монографии об одиночестве и компенсаторном общении, таким образом у исследования появилось блестящее философско-методологическое обоснование, с опорой на классиков – от Аристотеля, Бердяева и Франка до Мартина Бубера и Юргена Хабермаса.
Результат был опубликован в журнале «Галактика медиа», входящем во второй квартиль мировой научной периодики по версии Scopus, а также в ТОР публикаций Web of Science.
В исследовании приняло участие 300 респондентов в возрасте от 14 до 25 лет, что составляет приблизительно 0,11% от общей численности молодежи города Челябинска.
Оказалось, что для молодых людей сегодня мессенджеры служат, прежде всего, средством поддержания уже существующих, реальных связей, и компенсируют напрямую личное общение, когда оно невозможно.
Мессенджеры помогали ребятам решать коммуникативные задачи: возможность всегда оставаться на связи (65,1%), общение с друзьями и родственниками на расстоянии (64.09%) и получение актуальной информации (51%).
При этом как минимум 40% опрошенных видится с друзьями в реальной жизни, поэтому вопрос вытеснения живого общения соцсетями для них в принципе не стоит. И только 14% опрошенных сочли проблемой замену реального общения виртуальным.
В то же время желание добиться успеха и популярности в интернете волнует лишь 3.69% опрошенных. Примерно 30% респондентов использует социальные сети для того, чтобы расслабиться после учёбы.
Участникам эксперимента был задан вопрос и о том, для чего они в последний раз открывали социальные сети – такой случайный срез позволял независимо оценить практику использования молодежью интернета. Почти 55% опрошенных общались с родителями и друзьями, 23.8% искали информацию, необходимую для работы и учебы, 6.4% проверяли новые сообщения, но лишь 2.38% загружали свои фотографии, и 2.04% интересовались, что нового в блогах знакомых. Тех, кто зашёл в соцсети, чтобы поставить кому-то лайки, оказалось статистически не значимое количество.
Однако, необходимо отметить, что время, которое молодёжь проводит в социальных сетях достаточно велико. Примерно четверть опрошенных – 25.7% проводит в интернете менее двух часов, причем эта величина резко отличается у подростков 15-18 лет – 37% и у молодежи 19-25 лет – 12.3% (можно предположить, что с окончанием школы уменьшается давление родителей, порицающих «залипание» в телефоне). От 2 до 3 часов в сутки в мессенджерах проводят 42.6% опрошенных, и эта цифра не отличается существенно в зависимости от возраста. 21.5% проводит в социальных сетях 4-5 часов, и примерно по 5% – 6-8 и более 8 часов в сутки соответственно.
При этом более 60% опрошенных готовы ограничивать свое нахождение в социальных сетях, чтобы не тратить впустую свое свободное время, примерно четверть опрошенных опасаются мошенничества и кибербуллинга.
Таким образом проблема зависимости молодых от «телефона» существует, но виноваты в этом не цифровизация как явление, не социальные сети как институты, потому что основой для их существования служит необходимость продолжения живого общения.