Экология

Цели и задачи дисциплины
Основная цель курса: сформировать естественнонаучное мышление, экологическую культуру у бакалавров, посредством изучения закономерностей возникновения, существования и развития экологических систем. Задачи курса: 1. Ознакомить бакалавров с факторами, определяющими устойчивость биосферы; глобальными проблемами экологии; основными антропогенными факторами, влияющими на состояние атмосферы, литосферы и гидросферы. 2. Сформировать теоретические знания и практические навыки. направленные на сохранение окружающей среды и предотвращение экологически негативных последствий хозяйственной деятельности человека. 3. Развить способность к причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов разрешения экологических проблем: интеллектуальных и практических умений по изучению и оценке условий природопользования и улучшения состояния окружающей среды. 4. Cформировать компетенций, соответствующих уровню подготовки бакалавров для научно-исследовательской и научно-производственной деятельности, с целью минимизации негативных экологических последствий.
Краткое содержание дисциплины
Предмет и задачи экологии. Место экологии в системе естественных наук. Основные структурные разделы современной экологии. Основные понятия экологии: вид, популяция, сообщество, биогеоценоз, экосистема. Основные законы экологии. Строение биосферы, ее оболочки, их структура, взаимосвязь, динамика. Роль В.И. Вернадского в понимании современного понятия о биосфере. Живое, косное и биокосное вещество, их взаимопроникновение и перерождение в круговоротах вещества и энергии. Распределение живых организмов в биосфере. Ноосфера. Основные характеристики экологических систем: биомасса, продуктивность, энергетика, биоразнообразие. Поток веществ и энергии в экологической системе. Пищевые цепи и экологические пирамиды: численности, биомассы, энергии. Естесственные и искусственные экосистемы. Организмы и среда. Фундаментальные свойства живых систем. Организм как дискретная самовоспроизводящаяся открытая система, связанная со средой обменом вещества, энергии и информации. Факторы среды (биотические, абиотические, антропогенные), понятие лимитирующего фактора. Разнообразие организмов. Глобальные и региональные проблемы экологии - энергетическая, водная, продовольственная, проблема истощения земельных и лесных ресурсов мира; подходы к их решению. Понятие о природопользовании как совокупности всех форм использования природно-ресурсного потенциала и мер по управлению и охране природной средой. Охрана биологических объектов. Основы экологического права и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.