От теории к практике: как вузовское образование помогает найти свое призвание

Многие выпускники советских школ в своей жизни мечтали реализовать три важные вещи — изобрести вечный двигатель, телепорт и машину времени. Тогдашний десятиклассник Леонид Вахрамеев, как и большинство его сверстников, рос на фантастических романах братьев Стругацких. Сегодня председатель совета директоров компании «Интерсвязь» запускает машину времени и отправляет читателей сайта туда, где он был старшеклассником и принимал решение, на кого пойти учиться. На врача, как мама? Или на инженера, как папа? Почему выбрал Политехнический институт (ЮУрГУ) и впоследствии ни разу об этом не пожалел? Как строил ТЭЦ в Москве во время летней практики? А после вуза попал по распределению на Север? О том, как важно правильно выбрать университет, — в интервью с Леонидом Вахрамеевым.

Деньги — не важны

— Леонид Александрович, сегодня абитуриенты решают — куда поступать после школы. Как считаете, что движет современными выпускниками? Стремление много зарабатывать?

— Вы заблуждаетесь. Школьники сегодня не так меркантильны, они не зациклены на деньгах. Для них цель — это успех, интересная работа. «Я делаю то, что я хочу. У меня это получается. Сколько я на этом заработаю — дело вторичное», — у этих ребят примерно такой ход мыслей. Выпускники школ выбирают хорошие вузы, изучают возможности университета, ориентируются на перспективные и востребованные специальности.

Если в инженеры, то только Политех

— На кого учились вы? 

— Я энергетик, окончил энергофак ЮУрГУ по специальности «электрические станции».

— В то время, когда вы оканчивали школу, многие ребята мечтали о профессии космонавта. В ваших планах случайно не было полетов на Луну?

— Представьте, 10-й класс. Стандартная проблема — куда подавать документы. Моя мама — врач-хирург, а папа — инженер. Так что выбор был таков: либо идти по медицинской линии, либо по инженерной. Я считал, что медицина — это для девчонок. Поэтому решил — пойду в инженеры в Челябинский политехнический институт. В ЧПИ впечатляло всё, начиная от внешнего облика здания и его масштаба до статусности и престижа учиться в одном из крупнейших и лучших вузов области. Относительно специализации мне было абсолютно понятно, что нужно поступать на энергетику. В то время энергетика была равнозначна современному IT-направлению.

— Представляли, где и кем конкретно будете работать?

— Если в Советском Союзе поступаешь в Политехнический институт, то определенно рассчитываешь попасть в ИТР (инженерно-технические работники). Вуз — это не ПТУ, это серьезная планка, это интеллектуальная элита. Ты учишься, получаешь специальность, а уже затем решаешь, куда пойти работать. Вернее сказать, страна решает: отправляет тебя по распределению в тот город, на то предприятие, где ты на данный момент нужнее.

— Насколько легко было поступить в университет?

— Для меня самым страшным экзаменом был русский язык. Математику и физику я сдал на отлично без подготовки, а за сочинение получил тройку и радовался, что не двойку. Проходного балла хватило. Тогда был конкурс — пять человек на место.

«Научиться быть человеком»

— Сложно ли было учиться? Какие отметки чаще всего ставили в зачетку?

— Студенческие годы — это самое золотое время. И оценки — вообще не главное. Самое главное и в институте, и потом в жизни — научиться быть человеком.

— Какой смысл вы вкладываете в это понятие?

— Определенно правильный человек — это не карьерист. В наше время слова «лидер», «карьера», «амбиции» имели негативный оттенок. В людях ценились такие качества, как умение быть честными, держать слово, быть порядочными, чтобы вас уважали.

— Студенческие годы — это не только учеба. Всегда запоминаются друзья и совместный досуг. Насколько насыщенной была жизнь вне лекционных аудиторий?

— Еще в школе, в старших классах, я увлекался наукой — математикой, физикой, химией, биологией. Мы с товарищами всё время что-то взрывали, делали слезоточивые газы, мастерили бомбочки. Нас даже хулиганы боялись. В вузе сохранился интерес к науке. Меня считали толковым и даже оставляли на кафедре. К моему кругу увлечений добавилось туристическое хобби. Очень яркие впечатления — это походы на Сугомак и летом, и зимой, поездки на картошку, песни под гитару, виниловые пластинки. Как-то вышел новый альбом Pink Floyd. Ребята привезли из Москвы послушать его всего на одну ночь. Мы собрались в общежитии с однокурсниками, сидели и слушали, рисовали какие-то картинки и паяли светомузыку, как истинные энергетики.

Производственная практика — школа жизни

— ЮУрГУ сегодня придерживается практикоориентированного подхода в обучении. Эта традиция родом из вашего студенчества?

— Нас регулярно отправляли на практику на предприятия по всей стране. После третьего курса многие поехали в стройотряды, а мы втроем с товарищами выбрали Москву, захотели строить ТЭЦ. Там мы работали и набирались жизненного и профессионального опыта. Рядом не было никого — ни знакомых, ни родственников.

— Что именно делали?

— Работал монтажником, сварщиком, верхолазом. Через месяц меня назначили замом бригадира, потому что я неплохо разбирался в чертежах. Команда из восьми взрослых мужчин находилась в подчинении у студента-второкурсника. Однажды бригадир заболел и оставил меня исполняющим обязанности. Я, 19-летний студент, неделю руководил строительством ТЭЦ.

— Получалось?

— Я не ошибался, говорил дело. Бригада доверяла, слушалась, всё получалось.

— Было желание не просто возглавить строительство ТЭЦ, а совершить какое-то собственное открытие?

— Существовало три вещи, которыми считалось важным заниматься, — телепортация, машина времени и вечный двигатель. Каждый мечтал что-то из этого изобрести. Тогда были популярны Стругацкие, а потому все грезили фантастическими высокотехнологичными идеями.

— Тем не менее наукой заниматься вы не захотели?

— После защиты диплома у меня была следующая альтернатива в области трудоустройства. Во-первых, мне предлагали остаться на кафедре в университете. Во-вторых, звали по распределению пойти работать в «Челябэнерго». И то, и другое считалось престижным. Однако я отказался от этих заманчивых вариантов.

— Почему?

— Я решил, что кабинетная работа не по мне. Мы целым десантом в восемь ребят договорились и отправились по распределению на Север — в Сургут, в «Тюменьэнерго». Неизведанные дали, дорог нет, люди летают на вертолетах, тайга, медведи, северное сияние, 200 км до ближайшего населенного пункта и минус 40 градусов... В этих краях был острый дефицит кадров. Перед молодыми специалистами с высшим образованием открывались все дороги. Меня отправили в поселок Сентябрьский, на 101-й километр, где проживало 1,5 тысячи бывших осужденных. Уверяю вас, скучно не было. Через две недели работы меня назначили мастером, а через полгода — начальником. Вот где была школа жизни. Я до сих пор говорю коллегам: хотите стать настоящим мужчиной, поезжайте на Север.

— В цивилизацию не тянуло?

— После трех лет работы в тайге я вернулся в Челябинск к родителям. Устроился на ТЭЦ-2 инженером электротехнической лаборатории, а через полгода вернулся обратно на Север и остался там еще на 10 лет. В городе мне казалось намного скучнее. За рабочий день на ТЭЦ-2 я выпивал чайник чая. Представляете, как работа кипит. На Севере было вообще не до чаепитий.

Делай, что должен — и будь что будет

— В каком состоянии вам досталась компания «Интерсвязь»?

— История сложилась по кольцевой композиции. В 1997 году я приехал в Челябинск в Южно-Уральский госуниверситет. На восьмом этаже ЮУрГУ сидела компания «Интерсвязь» (все семь человек — выпускники и аспиранты вуза), стояли серверы. Тогда интернета не существовало, вместо этого явления была сеть передачи данных Х.25. Услугами компании пользовалась пара-тройка банков.

— Вы сделали ставку на нечто абстрактное, малопонятное и не прогадали?

— С Севера я приехал с определенным заработанным капиталом. Было понятно, что в бизнес нужно инвестировать, чтобы дело начало приносить свои плоды. Я вложил всё, что у меня было. Мы купили оборудование, стали создавать инфраструктуру. Среди семи ребят я распределил роли: ты будешь главным инженером, ты — начальником узла связи, ты — начальником службы безопасности. Плюс нам нужна газета и редактор. Потихоньку начали развиваться. В какой-то момент стены вуза стали тесными. Мы сменили прописку, и началось развитие компании в русле предоставления услуг физическим лицам.

— Ваше сотрудничество с университетом продолжается и сегодня. Как поддерживаете студентов ЮУрГУ? 

— Одна из причин, почему я тогда выбрал компанию «Интерсвязь», — это малопонятная, но очень перспективная и прорывная сфера, которая требовала постоянного развития и продвижения. Сейчас складывается примерно такая же ситуация с системой «умный город», с интернетом вещей и многими другими направлениями. Когда мы были провайдерами, а потом операторами связи, было интуитивно понятно, что интернет проникнет всюду. В 2015 году эти ожидания стали реальностью, и следовало совершать следующий шаг. Тогда, опережая события, «Интерсвязь» инициировала совместный с ЮУрГУ проект, став индустриальным партнером вуза, и начала инвестировать в IT-специалистов.

— Какова цель инвестиций в будущих специалистов и их проекты?

— Еще три года назад было не очень понятно, к какой конкретной цели мы движемся и каков смысл вкладываться в нечто абстрактное. В прошлом году, когда на уровне правительства заговорили о цифровой экономике и умных городах, перспективы и векторы развития стали совершенно ясны. Это как раз то, чем занимаются в наших лабораториях студенты ЮУрГУ: ставят эксперименты, реализуют авторские проекты, внедряют собственные ноу-хау.

Передовые разработки уже используются в различных сферах — энергетике, коммунальных услугах, медицине. Такие сервисы, как «Теледомофон», «Обратиться в ЖЭК», «Бесплатный Wi-Fi», «Видеонаблюдение», «Запись к врачу» и «Система "Город"» очень популярны. И это не предел возможностей. Научный потенциал только растет. Нам понятно, куда мы движемся, какие продукты создали, какие масштабируем. Сегодня 80% подъездов открываются со смартфона, появляются умные парковки. Это и есть будущее.

— Каким будет следующий шаг?

— В разработке проект под кодовым названием «АО2». Поскольку IT-компании работают в условиях гонки интернет-вооружений, нужно держать руку на пульсе. Сейчас в наших лабораториях студенты совершенствуют системы мониторинга состояния окружающей среды, компьютерного зрения и машинного обучения. Все это кажется за гранью возможного. Интернет вещей — это сфера, которая активно продвигается вузом. Тем самым в ЮУрГУ развивают научный потенциал и проектное образование студентов. В каждом из проектов могут принимать участие до 20 IT-специалистов и программистов, то есть в общей сложности более 100 человек.

Самое главное, что у нашей компании и ЮУрГУ есть огромное желание двигаться вперед, развивая технологии. «Интерсвязи» не хватает фундаментальных знаний в некоторых отраслях, которыми обладает один из лучших вузов в стране. И если мы будем развивать наши проекты сообща, то с нами будет двигаться вперед весь город и регион. В этом высокотехнологичном будущем для каждого из нас будет место.

По материалам сайта 74.ru
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.