В ЮУрГУ создадут «цифровых близнецов» идеальных специалистов для помощи молодежи в профориентации

Выбор профессии во многом определяет будущее человека, его развитие и качество жизни. Однако далеко не каждый может самостоятельно ответить на вопрос «Кем быть?». Чтобы помочь абитуриентам и студентам определиться со сферой деятельности, на факультете психологии Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ запускается проект «Цифровой биометрический двойник профессионала».

Проект будет реализовываться в рамках проектного обучения — новой образовательной технологии, запущенной в Южно-Уральском государственном университете в 2018-2019 учебном году. Он ориентирован на разработку технологии профессионального самоопределения современных студентов. Руководителем проекта стала декан факультета психологии ЮУрГУ, заведующий кафедрой психологии развития Елена Солдатова. Проект предполагает создание «цифровых двойников» идеальных специалистов в различных профессиях, проведение диагностики качеств личности и развивающих мероприятий для студентов, а также создание онлайн-сервиса для самостоятельного тестирования абитуриентов.

Инновационный подход к современной молодежи

Стремительное развитие общества в условиях цифровизации оказало большое влияние на когнитивные способности человека и особенности развития. Специалисты говорят о появлении нового поколения школьников и студентов, для которых характерно клиповое мышление, Google-эффект памяти, быстрая ориентация в Интернете. Между тем, психологи отмечают, что современная молодежь более инфантильна, и поэтому многие школьники зачастую не могут самостоятельно определить вектор профессионального развития.

«По официальной статистике, только 14% абитуриентов делают выбор вуза самостоятельно. Примерно 60-65% абитуриентов выбирают место обучения по совету родителей. Они, в свою очередь, не всегда ориентируются на качества, которые действительно помогли бы ребенку стать передовым специалистом в той или иной отрасли. Абитуриенты пользуются профориентационными тестами, размещенными в Интернете, но не все их них прошли психометрическую проверку, и полученные с их помощью результаты могут быть неполными и даже неверными. А потому проект, над которым мы работаем, представляется чрезвычайно актуальным», — объясняет Елена Леонидовна.

В проекте планируется применить опыт инновационной технологии «цифрового близнеца (двойника)», используемый в инженерной среде. Цифровой двойник — это виртуальный образ, который обладает характеристиками некоего объекта и позволяет понять, как он должен функционировать в реальных условиях. Основываясь на этой концепции, психологи ЮУрГУ составят «идеальные» образы специалистов разных сфер деятельности.

Упор на личностные качества профессионала

При создании портретов идеальных специалистов, подходящих под ту или иную сферу деятельности, будут учитываться не только знаниевые компетенции, но и личностные качества человека.

«Современные профессии требуют от специалиста как профессиональных компетенций, так и качеств, которые называют надпрофессиональными, или личностными. Это креативность, лидерство, способности к командообразованию и другие. В классическом образовании им не уделяется должного внимания. Однако сейчас мы замечаем, что для многих организаций при подборе персонала личностные качества сотрудника имеют не меньшее значение, чем уровень образования и профессиональные навыки», — подчеркивает руководитель проекта.

В проектную группу войдут студенты, обучающиеся на программе специалитета «Психология служебной деятельности». Основываясь на профессиональных стандартах и на экспертных оценках специалистов различных отраслей, они определят важнейшие качества эффективных специалистов в тех или иных областях деятельности. На первом этапе будущие психологи проведут ряд интервью с признанными профессионалами и HR-менеджерами различных компаний.

В результате должна быть создана некая матрица из профессионально важных качеств, полученных из разных источников. Студентам предстоит обработать эти данные, перевести на «психологический» язык (т.е. определить терминологическую основу) и подобрать соответствующие инструменты для измерения этих качеств на практике. Затем студенты создадут «цифровые двойники», с помощью которых будет проводиться диагностика обучающихся в университете.

«Выпускники направления «Психология служебной деятельности» ориентированы на работу в силовых структурах и ведомствах, — отмечает декан факультета психологии. — Они выполняют функции организационных консультантов и работают с личностью, в их обязанности входит диагностика, консультирование и развитие (проведение тренингов и т.д.). Участие в проекте позволит будущим психологам отработать эти навыки в рамках практической деятельности, создав нечто новое, интересное и полезное».

Любой учащийся университета сможет обратиться к проектной группе и с их помощью определить, насколько он соответствует образу идеального профессионала, и что необходимо сделать для того, чтобы развить необходимые личностные качества. Чтобы помочь им, в рамках проекта будущие психологи будут проводить консультации по результатам диагностики, тренинги и развивающие группы, а также помогут составить индивидуальные траектории развития.

Создание онлайн-сервиса для самодиагностики

Полученный опыт станет основой для создания онлайн-сервиса, на котором каждый студент сможет пройти тестирование и получить ответ о соответствии важнейшим качествам профессионала в той или иной области. Работа надсозданием сервиса будет носить междисциплинарный характер: помимо психологов, в нее будут вовлечены будущие программисты и дизайнеры.

«Абитуриент или студент на любом этапе сможет обратиться к этому ресурсу, пройти диагностику и получить некий портрет-отражение, с помощью которого он увидит, насколько он соответствует образу идеального специалиста. Это позволит ему понять, верно ли он выбрал область развития. Возможно, в нем сильны качества, которые необходимы в другой сфере деятельности. Диагностика также может выявить качества, которые необходимо доработать. И в таком случае человек будет понимать, как он самостоятельно сможет усовершенствовать какие-либо свои стороны», — рассказывает Елена Леонидовна.

Платформа будет учитывать особенности восприятия нового поколения студентов — для удобства пользователей информация будет представлена в виде инфографики, интерактивных игр и других инструментов. Портал планируется запустить в 2021 году.

Азалия Шарафутдинова, фото: Олег Игошин
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.