Начальник отдела экспертно-аналитической работы Правительства региона: «ЮУрГУ — это целый город знаний»

 

Южно-Уральский государственный университет предоставляет студентам много возможностей для самореализации. Специалисты, закончившие ЮУрГУ, добиваются успехов в карьере и занимают серьезные должности не только в технической, но и в гуманитарной области. О том, какие преимущества получает студент нашего вуза, решивший связать свою жизнь с политологией, рассказал начальник отдела экспертно-аналитической работы Управления общественных связей Правительства Челябинской области Антон Артемов.

— Почему вы решили поступать именно в ЮУрГУ?

— ЮУрГУ для меня — это семейный вуз, мои родители, а также широкий круг родственников проходили обучение именно в стенах нашего университета начиная с 1949 года, от ЧММИ до НИУ ЮУрГУ. Поэтому знакомство с вузом началось задолго до факта самого поступления – это были и занятия в научном обществе учащихся, и даже участие в работе газеты «Технополис» — мне удалось опубликовать заметку о дне открытых дверей, это было в 2003 или 2004 году. С другой стороны, ЮУрГУ — это целый город знаний, новых знакомств и перспектив, который тебя затягивает с головой с первых минут нахождения в атмосфере университета. Энергия и потенциал молодых поколений, пришедших в вуз и желающих изменить себя, а как следствие и окружающий мир, очень сильно подкупает. Другие вузы такого впечатления на меня не оказывали, мой выбор был предрешен.

— Почему вы заинтересовались политологией? Это тоже было семейным направлением?

— Как раз нет, в моей семье с одной стороны представители технических специальностей, а с другой стороны — медики, причем потомственные. Получилось так, что я выделился, посвятив жизнь гуманитарной науке. Этот выбор сформировался постепенно, начиная с глубокого детства, когда я был очень увлечен античностью. Меня интересовало мироустройство того периода истории — это устройство греческих полисов, государственно-политическая организация общества, нормы и институты, те же базовые принципы демократии, сформировавшиеся в период античности. Впоследствии это вылилось в интерес к истории в целом, к обществознанию, который наложился на активную жизненную позицию, общественную жизнь в школьные годы, что во многом и предопределило выбор специальности в виде политической науки, которая как раз изучает взаимодействие людей, общества и власти. Политология может дать понимание их устройства, а значит позволяет найти оптимальные формы улучшения качества жизни населения.

— Какой была Ваша студенческая жизнь?

— Жизнь, безусловно, была разнообразной. ЮУрГУ всегда давал своим студентам широкое поле для самореализации и профессионального становления. В моем случае активная жизненная позиция и выбор политологии сделали свое дело. Я был неуемным студентом, общественником. В своей студенческой жизни я определил, что нужно брать максимум знаний и стараться применять их на практике. Наш вуз поощрял эту деятельность, которая воплощалась в производственных практиках, поездках в другие вузы и регионы для обмена опытом на конференциях и «школах», то есть постоянная мобильность как в географическом, так и коммуникационном плане.

—В каких организациях вы были задействованы в рамках производственных практик?

— Среди наиболее крупных компаний, в работе которых я принимал участие, можно назвать Институт общественного проектирования (ИНОП), Компанию развития общественных связей (КРОС) и Российскую ассоциацию политической науки. Участие в этих масштабных проектах предопределило мои профессиональные предпочтения.  В основном это была работа по сбору информации и её аналитической адаптации для формирования рекомендаций по достаточно широкой тематике, как корпоративной ответственности градообразующих предприятий, так и сопровождению крупных федеральных проектов, в том числе Переписи населения в 2010 году.

— Как вы начинали карьеру?

Профессиональное становление началось у меня еще в студенческие годы, по итогу прохождения производственных практик областью моих интересов была общественная безопасность. После окончания университета, в 2011 году, поступало достаточно много разных предложений работы, потому что, во-первых, наша кафедра активно принимает участие в трудоустройстве студентов, во-вторых, эта специальность достаточно редкая. Я остановил свой выбор на предложении принять участие в работе Главного экспертного управления — новой структуры в рамках Правительства региона. Меня привлекла возможность возглавить целый проект по изучению социальной напряженности в регионе, а также участие в судебных экспертизах по направлению общественной безопасности. Это как раз тот сплав теории и практики, которым я грезил в свои студенческие годы. В настоящее время я являюсь начальником отдела экспертно-аналитической работы Правительства Челябинской области.

— Какие задачи выполняет отдел экспертно-аналитической работы?

— Специфика деятельности этой структуры заключается в сопровождении принятия управленческих решений по вопросам взаимодействия с общественностью, различными организациями и объединениями, взаимодействие с муниципальными образованиями. Это работа с общественным мнением, экспертным сообществом, анализом политических процессов в регионе, – то есть с большим объемом данных, так называемые Big Data. Мы еще в начале этого пути, но, по моему мнению, в этом и задача молодых специалистов (политологов) — привносить новые знания в работу, в том числе органов государственной власти. Могу отметить, что в нашем отделе работают исключительно выпускники ЮУрГУ, как политологи, так и социологи.

— Какие навыки, полученные в университете, способствовали профессиональному становлению?

— В первую очередь это умение критически мыслить, подвергать любую информацию сомнению. Это главное качество любого исследователя и аналитика. Если мы будем воспринимать информацию как данность, мы не сможем рассмотреть, спрогнозировать варианты развития событий, провести моделирование ситуации, в том числе политической обстановки. На базе ЮУрГУ, в частности, на кафедре политологии, которую я заканчивал, была сформирована нетривиальная образовательная программа, которая затрагивала совершенно разные дисциплины: «Политический анализ и прогнозирование», «Политика в кино и игровой индустрии», «Геополитика», «Демократия: теория и практика», «Теория политических партий». Кроме того у университета существуют устойчивые связи с иностранными вузами, которые периодически организуют спецкурсы, в случае с кафедрой политологии это был курс «Правительство и правовое государство» Стэндфордского университета. У нас был очень серьезный преподавательский состав – Игорь Сибиряков, Михаил Беседин, Владимир Хвощев. Формированию критического мышления способствовали и неформальные формы студенческой активности клубы дебатов, круглые столы, организация собственных мероприятий. В ЮУрГУ создана атмосфера, когда студенту даются все возможности для самореализации и развития своих навыков.

— Как вы, получив колоссальный опыт в этой сфере, понимаете работу современного политолога?

— Традиционно политолог может развиваться в двух направлениях. Первое направление — академическое, политологи этого типа в основном занимаются наукой, формируют новые теории, веяния, как государство и общество взаимодействуют друг с другом. Второй тип специалистов в области политологии – это «ремесленники», которых принято называть политтехнологами, которые принимают участие в избирательных кампаниях, формируют имидж политиков или крупных предприятий, либо занимаются сопровождением крупных проектов. Но есть и третий вид политологов, к которым можно отнести многих выпускников нашей кафедры — это политологи-консультанты и политологи-эксперты. У них задача — грамотно, беспристрастно проанализировать сложившуюся политическую ситуацию и дать такие же рекомендации для принятия управленческих решений своему заказчику.

— Что вы могли бы пожелать студентам, в особенности гуманитариям, чтобы их карьера была успешной?

— Первый совет будет общим — не ждать, когда жизнь тебе принесет готовенькое, а брать все в свои руки, не стесняться вопросы преподавателям, наставникам, и, конечно, заниматься саморазвитием, быть хозяином своей собственной жизни. Политологам я могу сказать следующее: нужно критически мыслить и не быть заложником устоявшихся мифологем, легенд, «крайностей» о том, что есть политологи, работающие на власть, и политологи, выступающие в оппозиции. Необходимо взаимодействовать с широкой группой общественности и не стесняться работать с властью, подсказывать ей правильные решения, поскольку именно в этом и заключается главная задача нашей профессии.

Азалия Шарафутдинова
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.