Самобытность русской словесности: как и зачем филологи ЮУрГУ изучают фольклор

7 июля отмечается самый мистический славянский праздник — День Ивана Купалы, посвященный летнему солнцестоянию. Он совмещает в себе языческое и христианское мировоззрения и позволяет лучше понять особенности национального сознания, переданные в фольклоре. О том, для чего необходимо изучать устное народное творчество, рассказала доцент кафедры русского языка и литературы ИСГН ЮУрГУ, кандидат филологических наук Эльвира Воронина.

— Как произошел этот праздник? Чем объясняется его необычное название?

— Иван Купала — один из самых важных фольклорных праздников, обозначающий время летнего солнцеворота. Его необычное название объясняется тем, что он совмещен с праздником рождества Иоанна Крестителя. Это часто встречающееся явление, после принятия Русью христианства старые земледельческие праздники должны были слиться с праздниками христианскими. Народный эпитет Иоанна Крестителя «Купало» ассоциировался с обычаем обрядового омовения, купания, с моментами очистительной магии.

Доцент кафедры русского языка и литературы ИСГН ЮУрГУ, кандидат филологических наук Эльвира Воронина— Какие обряды и традиции связаны с этим днем?

— Во время праздника отмечается какой-то перелом, переход, обновление, смена явлений. В день Ивана Купалы чествуют пик расцвета животворящих сил природы. Это один из самых мистических праздников в народной культуре, его называют праздником очищения и здоровья. В Иванов день принято совершать обрядовые действия у воды и с водой — умывания, обливания, купание в источниках на восходе солнца.

Также в празднике проявляется культ растительности, потому что в это время все растения наполняются чудодейственными свойствами, а деревья оживают и могут даже ходить и перешептываться друг с другом. Наши предки в эту ночь собирали травы, и верили, что это нужно было делать именно до восхода солнца. Особо выделяется среди растений папоротник, его считали дьявольским и вместе с тем чудесным зельем, есть поверье, что распустившийся цветок может указать на клад. Люди плели из собранных трав венки и опускали их в реку, загадывая желания. Прямо в поле плели большой венок, через который пролезали по очереди все участники обряда, чтобы быть здоровыми весь год.

Обязательным обрядовым действием считалось разжигание купальского костра в форме пирамиды, в центре которой возвышался шест, на него насаживалось соломенное чучело — прообраз мифического божества. На Украине и в Белоруссии  через огонь должны были перескакивать юноши и девушки, которые задумывались о браке, они прыгали парами, держась за руки – гадали о свадьбе: считалось, если не разожмут рук, то они поженятся.

— Какое место этот праздник занимает в настоящее время?

— В наше время можно наблюдать возрождение языческих традиций. Например, в Подмосковье сторонники язычества устраивают массовые гуляния в лесу и отмечают праздник, соблюдая все обряды:  разжигают костер, на котором сжигается березка, катаются в ладьях по реке, купаются с цветами и травами, гадая по ним на воде. Среди не посвященных в языческие традиции горожан этот праздник отмечается массовыми обливаниями. В Новосибирске однажды в этот день на площадь пригнали пожарную спецтехнику, ликующую толпу поливали из шлангов.

— Важно ли помнить о таких праздниках?

— Безусловно. В этих праздниках проявляется народное мироощущение, и мы через такие игры и забавы узнаем о мировосприятии людей того времени. В основе этих праздников лежит мифологическое мироощущение — особый способ объяснения мира, основанный не на научном знании, а на субъективной логике. Кроме того, они сообщают нам особую жизнерадостную философию и учат нас просто радоваться жизни. Наши предки ощущали себя частью природы и посредством обрядов соприкасались с ней. Сейчас люди погружены в мир виртуальный, а подобные праздники позволяют нам почувствовать единение с природой. О еще одном важном моменте, связанном с праздниками, писал Михаил Бахтин. Он говорил о том, что народные празднества — это инсценирование и воплощение на миг представлений людей об идеальной, гармоничной жизни. В день Ивана Купалы, оказываясь на площади и обливая друг друга водой, люди испытывают ликование, веселье, неподдельную радость и братскую любовь ко всем вокруг. Отчуждение временно исчезает, человек перерождается для новых, чисто человеческих отношений, эта подлинная человечность – примета особого карнавального мироощущения.

— Что входит в курс устного народного творчества, который изучают студенты кафедры русского языка и литературы ИСГН? Почему это важно?

— Устное народное творчество приоткрывает нам глубины нашего национального сознания, мы лучше узнаем самих себя. Воспитательное значение фольклора удивительно, потому что это начальный этап формирования изящной словесности. При его изучении открываются дологические пласты мышления, которое невозможно объяснить рациональными способами. На первых занятиях мы изучаем отличия фольклора от литературы, а затем переходим к особенностям мифологического сознания и к тому, как это мировоззрение проявляется в различных фольклорных жанрах. На занятиях мы обращаемся к работам А.Ф. Лосева, Л. Леви-Брюля, К. Бюхера и других. Это знание оказывается очень актуальным для сегодняшней молодежи, потому что, например, в СМИ используются мифологические схемы с целью манипулирования людьми. И чтобы оставаться самостоятельным, разбираться в ситуации и не попадаться на уловки, важно знать приметы мифологического сознания, которое существует и сегодня.

— Как иностранные студенты реагируют на русский фольклор?

— На всех занятиях по фольклору и древнерусской литературе иностранные студенты удивляются самобытности русской словесности, потому что мы изучаем тексты, не похожие ни на какие другие произведения. Русские былины, жанры древнерусской литературы — летописи, слова, поучения — не знают аналогов в истории мировой литературы и фольклора. То, что было создано в допетровскую эпоху – совершенно неповторимо, оригинально и своеобразно, не окрашено налетом ученичества – эти тексты раскрывают нашу национальную самобытность, они вызывают изумление и интерес у иностранных читателей. Иностранным слушателям более-менее понятны произведения Пушкина, Достоевского, но когда речь заходит о русской древности, у них возникает необычайный интерес. Для них удивительно то, что первыми писателями у нас были монахи, которых затем причислили к лику святых, ни одна литература мира не знает таких примеров. В основу русской словесности положено высокое, одухотворяющее начало, духовный фундамент.

Иностранных студентов поражает необыкновенно богатый «реестр» представителей нечистой силы. Они были ошеломлены изображениями лешего, домового, водяного, Бабы-яги, деталями их внешности. Их просто завораживает тот поэтический страх, которым пронизаны рассказы о русской нечисти. Также их удивила русская печка, часто встречающаяся в сказках, потому что в Судане нет необходимости в подобных «отопительных приборах», и  студенты просили меня свозить их на экскурсию и показать, как она выглядит.

— Как студенты кафедры знакомятся с фольклором?

— На кафедре есть уникальный диск с былинами в исполнении настоящих сказителей, которые жили на рубеже XIX-XX веков в северных областях нашей родины. Русские собиратели совершили настоящий подвиг, когда, рискуя жизнью, добирались до селений северных крестьян и записывали на примитивные устройства исполнение былин. Благодаря этому мы со студентами можем слышать голоса русской старины.

Азалия Шарафутдинова
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.