«Лектор-аватар, кванториум и тренажер-эмулятор» – Георгий Калягин об инновационных разработках учебной техники в ЮУрГУ

В России снова развивается техническая сфера образования. В стране снова престижно быть инженером, конструктором, авиатором. Основа качественного профессионального технического образования – это, с одной стороны, высококвалифицированный кадровый потенциал вуза и с другой – высокотехнологичная материальная и информационная инфраструктура учебного процесса.

Для того, чтобы создать в учебном заведении такие условия, необходимо прежде всего развивать учебно-техническую базу. Лидером по разработке и постановке учебной техники и технологий в России является Южно-Уральский государственный университет. О том, как воплощаются такие проекты в жизнь, рассказывает Георгий Калягин, кандидат технических наук, профессор, директор научно-производственного института «Учебная техника и технологии» ЮУрГУ («Учтех-Профи»).

«40 лет назад мне предложили возглавить учебно-методическое управление. За эти года я шел от теории, к практике – к формированию высокотехнологичной образовательной среды. Так появился НПИ «Учебная техника и технология» Все эти годы мы с коллегами развивали номенклатуру подразделения и выпускали те пособия, которые помогают преподавателю формировать профессиональные знания и компетенции у студентов, и мы всегда ощущали заинтересованность и поддержку в этой работе ректора ЮУрГУ Александра Шестакова», – говорит Георгий Илларионович.

За это время НПИ «Учебная техника и технологии» создал современную материально-техническую базу, которая позволяет выпускать высокотехнологичные образцы учебной техники, даже лучше, чем на Западе. Главная особенность НПИ в том, что перечень продукции института привязан к образовательным стандартам.

Учебная техника нового поколения – это переход от получения сугубо теоретических знаний к овладению практическими умениями. Такая техника позволяет воссоздать реальную производственную деятельность, погрузиться в нее и преподавателю, и студенту, и оттачивать профессиональные навыки.

«НПИ “Учебная техника и технология” – признанный лидер на рынке СНГ по разработке, серийному и мелкосерийному производству инновационной учебной продукции для вузов, техникумов, колледжей и учебных центров предприятий. У нас есть свой сайт – labstand.ru, он функционирует на двух языках. Люди из разных стран мира заходят на него. В месяц мы получаем около 350-500 заказов на создание учебного оборудования. Наши постоянные заказчики – это страны СНГ, Монголия, Германия, Турция, Казахстан, Узбекистан и другие», – говорит Георгий Илларионович.

Только представьте: за последние 10 лет в НПИ «Учебная техника и технология» выпустили и поставили в учебные заведения России, ближнего и дальнего зарубежья более 20 000 единиц учебной продукции. Это учебные лаборатории, оборудование, стенды-тренажеры и т.д.

И всё это – оригинальные разработки, чья научно-методическая новизна подтверждена 73 патентами, авторскими свидетельствами и свидетельствами о регистрации программного обеспечения.

НПИ «Учебная техника и технология» неслучайно считается лучшим в своей сфере. Продукция института многократно удостоена самых высоких наград: дипломов Международных выставок в Москве (ВВЦ) и ВЦ «Крокус-Экспо»; кубка Гран-При как лучшей организации России по формированию современной образовательной среды – победителя в конкурсе инновационных разработок в области материально-технического обеспечения образовательных учреждений; а также наград за лучшие разработки учебной техники для высшего профессионального образования. Компания отмечена сертификатами и дипломами международных мероприятий в области учебной техники и образовательных технологий в Швейцарии (Базель), Великобритании (Лондон), Китае (Шанхай), Вьетнаме (Ханой), ОАЭ (Дубай), Астане (с 2010 по 2014 гг.) и Киеве (2011г.).

Сегодня НПИ «Учебная техника и технология» изготавливает современное учебное оборудование, которое отвечает всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, техники безопасности и эргономики и формирует максимально комфортную среду для организации и проведения занятий. В ЮУрГУ это наиболее динамично развивающееся предприятие, постоянно увеличивающее номенклатуру, совершенствующее качество продукции и расширяющее современные производственные мощности.

На сегодняшний день «Учтехпрофи» – это не просто внутренняя структура университета, которая занимается обеспечением своего вуза, это целый институт, который дает качественную разнообразную продукцию для многих других образовательных учреждений.

«Сейчас номенклатура учебной продукции НПИ – это более 5600 наименований. Среди наших заказчиков – более 2800 федеральных, национально-исследовательских, опорных вузов, ведущих техникумов России (ТОП-50). Для меня один из главных моментов признания это то, что наш вуз знают в мире в том числе и благодаря “Учтехпрофи”. Безусловно, это продвижение вуза на мировую арену. ЮУрГУ и “Учтех-Профи” – это уже синонимы», – говорит Георгий Калягин.

В коллективе института работает 160 человек. Все они, как говорит Георгий Илларионович, как «стойкие оловянные солдатики» отстаивают свои разработки горой, держат руку на пульсе, и несмотря на конкуренцию остаются на вершине этого пьедестала.

«У нас даже бывают такие заказчики, которые говорят: “Мы нигде не нашли то, что нам нужно. Но мы знаем, что вы сможете создать для нас уникальный продукт”. И мы это делаем. Потому что есть квалифицированные кадры, есть хорошая материальная база и есть желание работать на перспективу. Только за последние 2 месяца мы уже приняли 4 эксклюзивных корпоративных заказа. Сейчас думаем над их реализацией», – поясняет Георгий Калягин.

Среди всех производителей учебной техники НПИ «Учебная техника и технология» выделяется тем, что они единственные в России изготавливают пособия для комплексного сопровождения учебного процесса, выпускают интерактивные наглядные пособия, презентации и электронные плакаты. Уже по 140 дисциплинам созданы такие комплекты. С их помощью практические и лабораторные занятия становятся красочными, интерактивными, запоминающимися.

Следующее приоритетное направление развития НПИ – это тренажеры-эмуляторы (более 140 наименований) как самый эффективный инструмент информатизации учебно-научного процесса. Это обеспечивается за счет высочайшего качества отображения структуры и устройства технических механизмов, а также технологических процессов с возможностью тестирования и реализаций аварийных ситуаций.

«4 года назад у нас было всего 10 таких моделей. Синарский трудопрокатный завод организовал конкурс на создание учебного оборудования оператора горячей прокатки труб. Мы снизили цену в два раза меньше, чем предлагали конкуренты. Мы, можно сказать, работали не для прибыли, а на интерес: а сможем ли мы сделать такое? И мы смогли – подготовили 9 реальных пультов управления, которые стоят в цехах завода. Там есть обучение, тестирование, имитация аварийных ситуаций, экзамен на допуск к работе. Это была колоссальная школа для нас. Производство научило многому: что нужно современным специалистам, какая форма подготовки нужна», – поясняет Георгий Илларионович.

Сейчас Георгий Илларионович и его команда занимаются созданием виртуального университета. У них родилась идея создания лектора-аватара, который сможет читать лекцию студентам, сможет отвечать на вопросы по ходу лекции, объяснять подробнее то, что студентам не понятно. Электронный лектор-аватар также будет обладать обратной связью. Он сможет проводить опросы, контрольные занятия и. т. д.

«Мы ходим добавить к лектору-аватару не просто одного студента, а целую электронную группу, чтобы студент не чувствовал себя одиноко. Как в сетевой онлайн-игре. Вот такая идея меня очень греет», – говорит Георгий Калягин.

Такой лектор-аватар поможет обеспечивать более качественный образовательный процесс для филиалов ЮУрГУ, дистанционного и заочного образования. Также электронный лектор сделает более доступным образование для людей с ограниченными возможностями и в целом повысит интерес студентов к учебе.

Ещё одна из стратегически-важных задач для НПИ «Учебная техника и технология» – это авиационная учебная техника. Например, у Ульяновского авиационного завода есть острая нехватка квалифицированных кадров, которые могли бы сразу же после выпуска приступать к полётам.

«Мы формируем для них состав лаборатории, участвуем в развитии их материально-технической базы. Наше сотрудничество идёт по программе международных соревнований WORLDskills», – говорит Георгий Илларионович.

Георгий Калягин говорит, что сейчас у НПИ «Учебная техника и технология» появилось ещё одно интересное направление развития – это работа с одаренной молодежью. Буквально в прошлом году в России начали создавать кванториумы – это технопарки для детей в возрасте от пяти до восемнадцати. Огромные структурированные территории, в которых дети обучаются бесплатно.

В каждом подразделении дети занимаются своим видом деятельности. Так, в IT-квантуме программируют и учатся защищать данные в Интернете, в биоквантуме изучают микробиологию и биотехнологии, в аэроквантуме знакомятся с созданием беспилотных летательных аппаратов.

Сама идея кванториумов заключается в том, что дети, играя, изучают передовые технологии и учатся применять теоретические измышления на практике.

«Главное условие создание такого кванториума – это наличие интеллектуального партнера. В Челябинской области таким партнером может выступать только Южно-Уральский государственный университет, являясь лидером образования в своем регионе. Сейчас руководство нашего университета формирует такой проект. Это направление позволит увеличивать слой абитуриентов и студентов, которые в будущем станут исследователями, конструкторами, инженерами, они смогут ориентироваться на техническое творчество, на производство», – делится планами Георгий Илларионович.

И это значит, что НПИ «Учебная техника и технология» ЮУрГУ не успокаивается на достигнутом, а уверенно смотрит в будущее и ищет новые горизонты для развития профессионального образования.

Несколько разработок «Учтех-профи» будут представлены на выставке «Наука и инновации ЮУрГУ», приуроченной ко Дню российской науки.

Юлия Ионова; Екатерина Кузнецова
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.